Alex Shulman (shaon) wrote,
Alex Shulman
shaon

Categories:

От моряка-подводника германского имперского флота до офицера ВМФ Израиля

Историю Израиля творят евреи - отважные люди, прошедшие непростой, полный смертельных рисков, путь к сионизму и строительству Еврейского государства. Одним из них был Макс Халлер - германский моряк-подводник, герой 1 Мировой войны, ставший одним из первых офицеров ВМФ Израиля и строителем израильского военно-морского флота


Еврейский моряк-подводник Макс Халлер, механик германской подводной лодки SM UC-22

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2020
© 2020 by Alexander Shulman. All rights reserved


Александр Шульман
От моряка-подводника германского имперского флота до офицера ВМФ Израиля


Историю Израиля творят евреи - отважные люди, прошедшие непростой, полный смертельных рисков, путь к сионизму и строительству Еврейского государства. Одним из них был Макс Халлер - германский моряк-подводник, герой 1 Мировой войны, ставший одним из первых офицеров ВМФ Израиля и строителем израильского военно-морского флота

" Мы видим в перископе вражеский корабль. Есть цель! Звучит команда: «Двигатели на стоп! Приготовиться к погружению!"» Как только наша субмарина вышла на курс атаки, командир приказывает: «Подготовить торпеду к пуску!», а затем «Внимание - пуск!». После нескольких секунд напряженного ожидания мы услышали взрыв торпеды. Есть прямое попадание во вражеский корабль!

Нам нужно подняться на поверхность, чтобы увидеть результат нашей торпедной атаки. С торпедированного нами корабля спущены спасательные шлюпки. Одна из лодок подошла к нам, и капитан торпедированного судна вручил нам документы на следовавшее под британским флагом судно «Oronsay», на котором было загружено 4 000 тонн хлопка. Наша пушка произвела еще 24 выстрела по кораблю, прежде чем он начал медленно тонуть, заваливаясь на бок."


Экипаж подводной лодки SM UC-22. Макс Халлер сидит вверху на боевой рубке

Торпедирование вражеского корабля не всегда было целью германских подводников. Бывало, что субмарина действовала по-пиратски: Если было ясно, что целью является торговое судно, то его останавливали в открытом море, проверяли его груз и судовую документацию. Командир субмарины решал - является ли это судно законной целью и, если это была законная цель, приказывал команде "торгаша" покинуть корабль и отправиться на спасательных шлюпках к ближайшему берегу. После чего захваченный корабль топился огнем артиллерийских орудий подводной лодки

Это цитата из дневника Макса Халлера , еврейского моряка-подводника, который служил механиком германской подводной лодки SM UC-22 с 1916 года до конца Первой мировой войны.
На боевом счету экипажа субмарины SM UC-22, базировавшейся в австрийских и турецких портах на Средиземном море, пятнадцать боевых походов, в ходе которых были потоплены 23 корабля противника, шедшие под русскими, британскими, греческими, итальянскими, испанским, норвежским флагами.



Моряк-подводник Макс Халлер был одним из более чем 100 тысяч германских евреев, геройски сражавшихся в рядах германской армии и флота во время 1 Мировой войны. Более 12 тысяч из них пали смертью храбрых за Германию. Среди павших еврейских воинов были и два брата Макса Халлера

Путь еврейского моряка на германский подводный флот был непрост. Макс (Меир) Халлер родился 5 марта 1892 года в религиозной еврейской семье в городе Хайнау в Силезии. Его отец был кантором в местной синагоге и учителем в еврейской школе.

Макс получил традиционное еврейское воспитания, однако с детских лет его влекло к себе море.
В 16 лет он покинул родительский дом и отправился в Гамбург. Там на верфях Вулкан он в течение трех лет проходил обучение в судостроении, обработке металла, осваивал корабельные двигатели и паровые котлы, судовые механизмы.

Уже дипломированным механиком в 19 лет он начал плавать на германских торговых судах, набираясь морского опыта и мастерства. В 1913 году, уже опытного судового механика Макса Халлера призвали на германский имперский флот, он стал матросом-дизелистом на одном из самых грозных германских кораблей - на линкоре "Пруссия". В составе экипажа линкора "Пруссия" он участвовал в ряде морских сражений начавшейся в 1914 году Первой мировой войны.

Отважного бывалого моряка с боевым опытом влекло неизведанное. Тогда только начиналась эра подводного флота. Движимый патриотизмом, Макс Халлер решает идти добровольцем на подводный флот. Он проходит жесткий отбор и обучение и попадает в элиту германского флота - в моряки-подводники.

Его "домом" становится одна из первых германских подводных лодок SM UC-22, спущенная на воду в апреле 1916г., а "полем боя" - Средиземное море В составе экипажа этой субмарины моряк Макс Халлер совершил 15 боевых походов, в ходе которых были потоплены 23 корабля противника, шедшие под русскими, британскими, греческими, итальянскими, испанским, норвежским флагами.

Каждый боевой поход субмарины Макса Халлера был связан со смертельным риском - из-за повреждений в бою и несовершенства конструкций субмарин каждый третий германский моряк-подводник навсегда бесследно исчез в морской пучине.

Подвиг и боевое мастерство еврейского моряка-подводника Макса Халлера были отмечены целым рядом боевых наград трех империй. Германской империей он был награжден орденами Железного Креста 1-го и 2-го Класса и Почетным серебряным знаком моряка подводного императорского флота Его Величества . Австро-Венгерская империя наградила его медалью "За отвагу" с портретом Карла I. Османская империя наградила его орденом "Звезда Галлиполи" и медалью "За боевые заслуги"


Боевые награды еврейского моряка-подводника Макса Халлера

После войны Макс Халлер продолжает заниматься любимым делом - он становится начальником производства на машиностроительном заводе Р. Даля в Берлине. Он женится на Катрин, у них рождаются две дочери Дина и Голди. В 1930 году он открывает собственный бизнес - магазин-склад радио- и электроприборов в берлинском районе Шенберг.

Успешная жизнь и карьера оборвалась с приходом Гитлера к власти. Преследования немецких евреев начались немедленно после прихода к власти нацистов. Ограничения вводились постепенно, однако итогом их стал Холокост...

1 апреля 1933 года нацистами был объявлен общенациональный бойкот еврейских фирм, предприятий и частных бизнесов. Это было начало организованного преследования евреев в нацистской Германии. Бойкот сопровождался массовыми погромами еврейских предприятий, грабежами и убийствами. Вчерашние немецкие однополчане дружно предали своих еврейских боевых товарищей

Халлер решил выставить на видном месте в витрине свои боевые награды, полученные им за военную службу на войне. Это произвело впечатление на головорезов нацистской партии и СА, и его фирма не пострадала.
В отличии от многих германских евреев, Халлер хорошо понимал, куда ведет разгул германского антисемитизма, и решил бежать из нацистской Германии. В начале сентября 1933 года Макс Хеллер и его семья покинули Германию по пути в Эрец Исраэль со всеми документами и сертификатами, подтверждающими его профессиональное образование, а также подтверждением членства в «Ассоциации технического строительства Эрец Исраэль», созданной в Берлине еврейскими инженерами.

Халлеру вновь пришлось начинать жизнь сначала. Его морской опыт пригодился при строительстве еврейского флота. Он поступает на службу корабельным механиком на судах только-только создававшегося торгового флота будущего Еврейского государства. По заданию Хаганы - сионистской боевой организации, на этих кораблях осуществлялась перевозка не только различных грузов, но и нелегальная переправка евреев из захваченной нацистами Европы в Эрец Исраэль.

С началом 2 Мировой войны суда еврейского флота были реквизированы британцами, Халлер поступает на службу в британское Адмиралтейство. В составе британского флота он принимает участие в морских операциях против нацистов на Средиземном море, хорошо знакомому ему по подводным походам.

В мае 1948 года было провозглашено Государство Израиль. Только что созданному израильскому военно-морскому флоту нужны специалисты, и Халлер, которому тогда уже было 56 лет, вновь идет добровольцем на флот. Халлер был зачислен на флот в июле 1948 года, и его личный номер был 136132.Подполковник ВМФ Израиля Макс Халлер возглавил службу технической подготовки и ремонта боевых кораблей, им были заложены основы израильского судостроения на верфи в Хайфе.


Подполковник ВМФ Израиля Макс Халлер с дочерью Диной, также ставшей морским офицером

Подполковник ВМФ Израиля Халлер получил благодарность командира морского спецназа Иохая Бен Нуна за участие в блестяще проведенной 22 октября 1948г. операции против египетского флота.
Тогда израильскими морскими диверсантами с помощью трех начиненных взрывчаткой катеров были потоплены флагман египетского флота корвет "Эмир Фарук" и тральщик. Морские диверсанты и три начиненных взрывчаткой катера были скрытно доставлены к месту проведения операции на борту израильского шлюпа "Маоз" К-24, за техническую подготовку которого к бою отвечал подполковник Макс Халлер.

В 1953г. Макс Халлер демобилизовался с Военно-морского флота и продолжил службу на судах израильского торгового флота. Он был связан с морем до самой своей смерти в 1960 г.

Flag Counter
Subscribe

  • Йом Киппур (Судный День). Гмар Хатима Това

    "В Рош-аШана приговор записывается, а в пост Йом Киппур (Судный День) скрепляется печатью: Сколь многие уйдут с лица земли И сколь многие будут…

  • Как в кино

    На моих глазах вчера такая вот картинка: Буквально за доли секунды обратил внимание на мчащийся на огромной скорости по шоссе огромный грузовик.…

  • 11.09.2001

    Сидел в своем "кубике", отлаживал программу, периодически просматривая ленту новостей в интернете. Вдруг появилась картинка с самолетиком, таранящим…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments