Alex Shulman (shaon) wrote,
Alex Shulman
shaon

Чехословацкое оружие для сражающегося Израиля: Война за Независимость, 1948 (Часть 1)

История тайных поставок оружия из Чехословакии в Израиль, сражавшийся против превосходящих сил армий арабских стран в Войне за Независимость 1948, до сих пор во многом закрыта завесой секретности. Причиной тому может быть нежелание обеих стран затрагивать эту и по сей день острую тему - поставкам оружия в Израиль всячески противодействовали СССР и арабы, многие из тех, кто принимал участие в этих секретных операциях, были убиты советской агентурой.
Этот текст, раскрывающий некоторые подобности тайных операций по подготовке израильских военнослужащих и поставкам оружия из Чехословакии в Израиль во время Войны за Независимость 1948, будет, вероятно, первым на русском языке по этой теме.


Еврейские бойцы Бригады Чехит на секретной военной базе в Чехословакии, перед отправкой в Израиль. 1948г.


Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2018
© 2018 by Alexander Shulman. All rights reserved

Александр Шульман
Чехословацкое оружие для сражающегося Израиля: Война за Независимость, 1948



14 мая 1948 года было провозглашено Государство Израиль. В тот же день армии шести арабских стран вторглись на территорию Израиля. Вопросом жизни и смерти молодого Еврейского государства было приобретение оружия, необходимого для победы над многократно превосходящим врагом.

Ситуация была критической: ООН наложило эмбарго на поставки оружия Израилю. Все страны отказались продавать оружие Израилю. Потому одна винтовка приходилась на несколько израильских бойцов и оружие выдавалось только тем, кто шел в бой. Против израильских войск враг использовал танки и самолеты, а этому грозному оружию израильтяне могли противопоставить только массовый героизм.

Полем поиска оружия для израильской армии стал весь мир – Латинская Америка, США, европейские и азиатские страны. Израильские эмиссары были готовы платить любые деньги за оружие, однако добыть его можно было лишь нелегальным путем.

Одной из стран, ставших источниками оружия для Израиля, была Чехословакия. Существуют разные версии, каким образом были установлены тайные связи между Израилем и этой небольшой европейской страной. По одной из них инициатором создания тайного канала переброски оружия из Чехословакии в сражающийся Израиль был офицер британской разведки капитан Роберт Максвелл.

Капитан Роберт Максвелл, герой 2-ой мировой войны, награжденный за отвагу высшими британскими боевыми орденами, был евреем и сионистом, уроженцем Чехословакии. Его близкие погибли в Холокосте. Хотя Великобритания поддерживала арабов, Роберт Максвелл, действуя на свой страх и риск, убедил руководство Чехословакии решиться на тайные поставки оружия в сражающийся Израиль в обмен на чрезвычайно важную конфиденциальную информацию


Еврейский офицер британской разведки Роберт Максвелл, сыгравший важную роль в организации поставок оружия из Чехословакии в Израиль

Надо сказать, что предложение Максвелла пало на благодатную почву. В годы 2-ой мировой войны оккупированная нацистами Чехословакия была подлинным арсеналом Вермахта. На чехословацких заводов производился широкий спектр вооружений для нацистской Германии – от самолетов и танков до артиллерийских орудий и стрелкового оружия.

После войны вся эта военная техника мертвым грузом лежала на заводских складах. Чехословакия остро нуждалась в твердой валюте и потому готовность Израиля платить за чехословацкое оружие по спекулятивным ценам была как нельзя кстати. Поначалу Чехословакия продавала свое оружие и врагам Израиля – арабским странам, в частности Сирии, но это вызвало жесткое противодействие произраильских сил на Западе.

Кроме столь материальных причин сотрудничества Чехословакии и Израиля не менее важную роль играли давние симпатии чехов к сионизму и планам возрождения Еврейского государства. Расклад сил в послевоенном руководстве Чехословакии наилучшим образом способствовал укреплению связей с Израилем

Чешско-еврейские отношения имеют давнюю традицию, обусловленную многолетним присутствием евреев на территории Чехии. Эти отношения были очень хорошими в период демократической Чехословакии в 1918-1938 годах, благодаря авторитету президента Т.Г. Масарика, активно поддерживавшего сионизм и идеи возрождения Еврейского государства.

В годы правления президента Т.Г. Масарика в Праге и Карловых Варах прошли три конгресса Всемирной сионистской организации. Масарик был первым главой государства, посетившим Эрец Исраэль в 1927 году. В знак признания этой искренней поддержки еврейского государства, в Израиле именем президента Масарика названы киббуц, а также улицы в Тель Авиве, Иерусалиме и Хайфе.

Достойными продолжателями дела Масарика в послевоенной Чехословакии были и президент Эдвард Бенеш и министр иностранных дел Ян Масарик, не раз подтверждавшие свои симпатии к идеям сионизма.


Министр иностранных дел Чехословакии Ян Масарик. Убит советским агентом в марте 1948

Еще в 1946 году президент Чехословакии Эдвард Бенеш заявил: « Я считаю, что создание еврейского государства в Палестине является единственным возможным и справедливым решением мирового еврейского вопроса. Поэтому, когда у меня есть возможность, я всегда буду помогать, чтобы это произошло. " Чехословакия была одной из стран, поддержавших резолюцию ООН о разделе Палестины 29 ноября 1947 года.

Стоит отметить и чувство вины чехов – во время оккупации нацистами Чехословакии миллионы чехов и словаков безропотно работали на нацистскую Германию, в то время как их еврейские соотечественники подвергались жесточайшим преследованием, депортации в концлагеря и массовым убийствам.

Президенты Эдвард Бенеш и Клемент Готвальд и министры иностранных дел Ян Масарик и Владимир Клементис поддержали послевоенную еврейскую эмиграционную волну в Израиль. В период между 1945 и 1950 годами 35 000 чехословацких евреев репатриировались в Израиль, и около 160 000 еврейских беженцев из Польши, Венгрии, Румынии транзитом прошли через Чехословакию.


Министр иностранных дел Чехословакии Владимир Клементис. Казнен по приказу Сталина "за поддержку сионистов" в 1952

Еще одним важным фактором, повлиявшем на поддержку Чехословакией создания тайного канала по переправке оружия и бойцов в сражающийся Израиль, была благодарность чехословацким евреям за их выдающийся вклад в освобождение Чехословакии от нацистской оккупации. В годы 2-ой мировой войны солдаты и офицеры-евреи составляли до шестидесяти процентов личного состава чехословацких воинских формирований, сражавшихся в составе союзных армии против нацистов.

Высшее командование Чехословацкой армии было тесно связано со своими еврейскими товарищами по оружию и потому активно способствовало реализации планов тайного военного сотрудничества с Израилем.

История израильско-чехословацкого сотрудничества во время Войны за Независимость Израиля до сих пор мало известна – оно осуществлялось в обстановке строгой секретности, скрытно от советских органов госбезопасности. Это был один из самых больших секретов той эпохи.

Пройдет несколько лет и сталинский СССР объявит поддержку Израиля Чехословакией «международным сионистским заговором». Чехословацкие лидеры будут назначены в «агенты мирового сионизма» – многие из них были убиты советской агентурой, приговорены к смертной казни или уничтожены в сталинских застенках

Воздушный мост в Израиль.


Переговоры по нелегальной закупке оружия в Чехословакии и контрабандной переправке его начались еще до провозглашения государства Израиль. Глава Еврейского агентства Давид Бен Гурион, ставший вскоре первым премьер-министром Израиля, в конце 1947 года направил для выполнения этой миссии своего эмиссара Эхуда Авриэля.

Уроженец Австрии Эхуд Авриэль как никто другой подходил для выполнения этого задания – за его плечами был опыт борьбы в сионистском подполье, в годы 2-ой мировой войны он действовал в Европе, организуя переправку евреев из оккупированных нацистами стран в Эрец Исраэль.


Израильский резидент в Чехословакии Эхуд Авриэль

Первая секретная оружейная сделка была заключена 14 января 1948 года при активном содействии министра иностранных дел Чехословакии Яна Масарика. Эхуд Авриэль подписал ее от имени подставной фирмы, якобы представлявшей правительство Эфиопии, которой по легенде были предназначены эти вооружения – так удалось обойти эмбарго на поставку вооружений Израилю. Партия оружия стоимостью 750 тысяч долларов, включавшая 10 тысяч винтовок, 500 автоматов, 100 пулеметов и 25 миллионов патронов уже в марте 1948 года была переправлена в Эрец Исраэль.

Успех первой оружейной сделки с Чехословакией вдохновил израильтян. Бен Гурион поставил задачу своим эмиссарам Эхуду Авриэлю и Отто Феликсу не только всемерно ускорить закупки оружия, но и организовать в Чехословакии подготовку летчиков, танкистов, десантников, артиллеристов для Израильской армии

Произошедший в феврале 1948 прокоммунистический переворот в Чехословакии не остановил израильтян – новое чехословацкое руководство в лице президента Готвальда и министра иностранных дел Клементиса также поддерживало Израиль, у них было в запасе несколько месяцев, в течении которых советская агентура еще не овладевала ситуацией в стране и не могла воспрепятствовать закупкам оружия для Израиля.

Теперь предстояло закупить не только оружие для сухопутных войск – у Израиля не было боевых самолетов. В конце февраля 1948 года Бен-Гурион попросил Авриэля проверить возможность покупки истребителей в Чехословакии. Израильские эмиссары нашли истребители Мессершмитт на чехословацких авиационных заводах. Они были изготовлены еще для германских люфтваффе и с тех пор пылились на складах. Но сделка была отложена из-за непомерной цены, заломленной чехами, и из-за множества технических неполадок, обнаруженных в этих самолетах.

Впрочем, когда в конце марта 1948 года стало ясно, что приобретение самолетов в США невозможно из-за эмбарго, введенного американскими властями, было решено вернуться к авиационной сделке с Чехословакией и закупить 24 истребителя Мессершмитт. На чехословацких военных авиабазах было организовано обучение израильских летчиков и авиатехников.


Один из закупленных в Чехословакии истребителей Avia S-199 (Messerschmitt Bf 109)

Чехословацкие власти предоставили израильтянам для секретных операций аэродром Жатец. Этот секретный аэродром получил кодовое название Этцион. 1 апреля 1948 года с этого аэродрома вылетел первый самолет, доставивший в Эрец Исраэль, находившуюся еще под британским правлением, оружие и боеприпасы. Так началась секретная операция «Хасида» (Аист) по переправке оружия в Эрец Исраэль воздушным путем.

Транспортный самолет Douglas C-54 SkyMaster приземлился в полночь на заброшенной военном аэродроме вблизи Беэр-Тувии и остался незамеченным для британцев и арабов из окрестных деревень. Разгрузка и дозаправка самолета заняла всего 80 минут, после чего он вылетел обратно.

С 20 мая 1948, через пять дней после провозглашения государства Израиль, года началась секретная операция «Балак» по доставке в Израиль воздушным путем оружия и снаряжения из Чехословакии. Этот воздушный мост действовал до 12 августа 1948 года. Самолеты израильской транспортной авиации совершили более ста авиарейсов и доставили в Израиль сотни тонн так необходимого оружия, снаряжения и боеприпасов.

Для тяжелогруженных транспортных самолетов требовалась дозаправка на пути в Израиль. В качестве аэродромов подскока использовались заброшенные аэродромы на острове Корсика (Италия) и в Югославии, взятые под охрану израильской агентурой

Этим воздушным путем были доставлены в Израиль самолеты Мессершмитт в разобранном виде. Израильские и чехословацкие авиатехники осуществили сборку полученных самолетов. На этих самолетах израильские летчики немедленно пошли в бой.

Израильским эмиссарам через подставные лица удалось купить четыре бомбардировщика B-17G у частного продавца в Соединенных Штатах. Они вылетели из Майами в Жатец в июне 1948 года. Здесь бомбардировщики прошли модернизацию, на них было установлено вооружение. Пилотируемые израильскими летчиками-добровольцами, бомбардировщики вылетели в Израиль 14 июля 1948. Уже на следующий день начались бомбардировки Каира и Газы, что стало полной неожиданностью для арабов


Бомбардировщик B-17G

В дальнейшем были закуплены 61 британских самолетов Спитфайр. На них чехословацкие летчики сражались в рядах британских ВВС против нацистов. После Второй мировой войны британское правительство разрешило чехословацким пилотам вернуться на свою родину на этих самолетов. Теперь они пригодились израильтянам.


Истребитель Spitfire

Секретная операция по перелету в Израиль самолетов Спитфайр получила название название Velvetta 1 (Бархат). 27 сентября 1948 года первые израильские летчики на самолетах Спитфайр отправились в тяжелый и опасный полет с аэродрома Подгорице. На пути в Израиль осуществлялись промежуточные посадки в Югославии для дозаправки.

Во время операции Velvetta 2 на самолетах Spitfires для маскированы были нарисованы опознавательные знаки югославской авиации. Несколько самолетов и их экипажи погибли на пути в Израиль. Перелеты продолжались до 26 декабря 1948 года.

Во время Войны за Независимость Израиль купил в Чехословакии в общей сложности 86 самолетов, около 50 000 винтовок, около 6000 пулеметов и 90 миллионов пуль.

Летчики, десантники, танкисты для Израиля


Наряду с поставками оружия, Израиль был заинтересован в подготовке летчиков, танкистов, десантников, специалистов технических специальностей, в которых остро нуждалась только что созданная Израильская армия, сражавшаяся против многократно превосходящего врага.

Сотрудничество Израиля и Чехословакии приобрело такой размах, что потребовалась координация совместной работы чехословацких министерств обороны и иностранных дел. Секретный проект такой координации, получивший название DI-Confidential Israel появился на свет в январе-феврале 1948 года. Он позволил убрать бюрократические препоны и длительные согласования. Теперь любая проблема решалась израильскими эмиссарами, чешскими военными и дипломатами за считнные часы

Военные базы Чехословакии стали учебными центрами подготовки израильских летчиков, авиационных специалистов, танкистов и десантников.

Израильские военнослужащие, в большинстве своем военные профессионалы с боевым опытом, полученным в рядах союзных армий в годы войны против нацистов, прибывали на учебу в Чехословакию, нелегально преодолевая границы европейских стран.


Группа летчиков ВВС Израиля, проходившая обучение в Чехословакии

В июле 1948 года 48 еврейских добровольцев-десантников начали обучение в Экстремальном учебном центре в Страже под Ральском. Еврейские десантники прошли тщательный отбор по психологическим характеристикам и физической подготовке, необходимым для тяжелого и интенсивного обучения, сосредоточенного на диверсионных операциях в тылу врага и прыжках с парашютом. Инструкторы высоко оценили моральный дух и боевой настрой добровольцев, готовых до конца сражаться за свою Родину.


Израильские десантники в Чехословакии. 1948

Краткий курс подготовки десантников завершился тактическими учениями десантных подразделений в бою. Уже в октябре 1948 года подготовленные подразделения десантников были переправлены в Израиль, где они были включены в состав только что созданных парашютно-десантных войск ЦАХАЛа.

В эти дни израильские войска провели успешные операции «Десять казней» и «Хирам», закончившиеся разгромом египетской армии, наступавшей на Иерусалим и Тель-Авив

Израиль планировал закупку танков в Чехословакии и был заинтересован в подготовке танковых экипажей. Поэтому на танковых полигонах чехословацкой армии в Дедице и Вышковой прошли учебу на чехословацкой бронетехнике 43 израильских танкиста, немедленно влившихся в израильские бронетанковые войска.

Контракты на поставку самолетов Avia S-199 Мессершмит , подписанные в апреле 1948 года, а также на истребители SuperFarine Spitfire LF. Mk.IX. потребовали обучения израильских летчиков на этой новой для них авиатехники.

Еврейские летчики-добровольцы были опытными пилотами – в годы 2ой мировой войны они сражались в рядах британских и американских ВВС против нацистов. Их боевой опыт позволил им быстро освоить новые для них самолеты.

Первый летный курс начался в мае 1948 года на авиабазе в Ческе-Будеевице. Это была переподготовка летчиков на самолетах Avia S-199 Мессершмит.


Группа летчиков ВВС Израиля, проходившая обучение в Чехословакии

После краткосрочного обучения первые пилоты самолетов Avia S-199 Мессершмидт вернулись в Израиль. Они сразу же приняли участие в воздушных боях.. Среди них был военный летчик Эзер Вейцман, в последствии ставший командующим ВВС и седьмым президентом Государства Израиль.

В эти дни под ударами арабов пал Еврейский квартал Иерусалима. Обстановка на фронте была критическая. Появление в израильском небе самолетов Avia S-199 Мессершмит, наносивших удары по врагу, стало полной неожиданностью для арабов, чья авиации до той поры безраздельно господствовала в воздухе, и способствовала перелому в войне

Второй летный курс проходил с начала июля 1948 года в Военно-воздушной академии в Градец Кралове. Это была интенсивная подготовка 13 пилотов, которые были опытными летчиками транспортной и боевой авиации.. Все доклады чешских инструкторов подчеркивали высокую мотивацию и невероятно высокий боевой дух израильских летчиков.

После завершения этого курса, следующая группа израильских летчиков прошла обучение в Ческе-Будеевице на британских самолетах Spitfire LF. Mk.IXE Именно эти самолеты вскоре стали важнейшей частью израильской истребительной авиации.

Третий пилотный курс открылся в июле 1948 года в авиационном училище в Оломоуце. Это была короткий интенсивный курс подготовки летчиков-истребителей. Его прошли 47 израильских летчиков.

В то же время в Шлубском авиационном училище прошел курс для специалистов по связи. Здесь были обучены 25 офицеров войск связи, бортовых радистов и радиомехаников.

Подготовка авиатехников для наземного обслуживания закупленных самолетов
Avia S-199, Spitfire и Dakota проходила в Военно-техническом авиационном училище в Либереце. Здесь прошло обучение 70 израильских авиатехников, получивших подготовку по ремонту и обслуживанию авиадвигателей, систем вооружения самолетов, электрических, гидравлических и навигационных авиационных систем и приборов. По окончанию этих краткосрочных курсов авиатехники немедленно были переброшены в сражающийся Израиль

В 1948 году в Чехословакии прошли обучение 82 израильских пилота и десятки других авиационных специалистов.


(Продолжение см.)


Flag Counter
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments