Alex Shulman (shaon) wrote,
Alex Shulman
shaon

Categories:

Летчики Моссада

Руководство Моссада решило использовать для вывоза нацистского военного преступника Эйхмана из Аргентины самолет ЭЛ-АЛ, доставивший ранее израильскую правительственную делегацию на празднование годовщины аргентинского государства.

Моссад тщательно отбору к отбору всех участников операции – большинство из них составляли люди, имевшие личный счет к нацистским палачам.
Агентами Моссада были первый и второй пилоты авиалайнера Bristol 175 Britannia – летчики ЭЛ-АЛ Цви Тохар и Шмуэль Ведельс, выжившие в Холокосте.


Цви Тохар, Командир самолета Bristol 175 Britannia израильской авиакомпании ЭЛ-АЛ

© 2016 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.


Александр Шульман
Летчики Моссада


Захват нацистского военного преступника, одного из главных виновников Холокоста, Адольфа Эйхмана стал итогом операции, блестяще задуманной и осуществленной израильской внешней разведкой Моссад.

Операция была проведена 11 мая 1960 года в далекой Аргентине, где скрывался нацистский палач. Девять дней Эйхмана допрашивали на конспиративной квартире в Буэнос-Айресе Теперь предстоял скрытно вывезти нацистского палача в Израиль, где он должен был предстать перед судом.

20 мая оперативники Моссада привезли Эйхмана, накачанного наркотиками и переодетого в форму служащего израильской авиакомпании ЭЛ-АЛ, в аэропорт, предъявив аргентинским пограничникам паспорт на имя Рафаэля Арнона и медицинское заключение: «17 мая 1960 года названный пациент пострадал во время езды в автомашине. Выписан из больницы 20 мая. Пациент может перенести полет под наблюдением врача».

Пройдя пограничный контроль, оперативники Моссада доставили нациста на борт самолета Bristol 175 Britannia израильской авиакомпании ЭЛ-АЛ. Там их уже ждали.

Руководство Моссада решило использовать для вывоза нациста из Аргентины самолет ЭЛ-АЛ, доставивший ранее израильскую правительственную делегацию на празднование годовщины аргентинского государства.

Моссад тщательно отбору к отбору всех участников операции – большинство из них составляли люди, имевшие личный счет к нацистским палачам.
Агентами Моссада были первый и второй пилоты авиалайнера Bristol 175 Britannia – летчики ЭЛ-АЛ Цви Тохар и Шмуэль Ведельс, выжившие в Холокосте.

Командир корабля Цви Тохар родился в Германии. Ему удалось бежать от нацистов, однако вся его семья, оставшаяся в Германии, погибла ва Холокосте. Цви Тохар пошел добровольцем в британские королевские военно-воздушные силы и дрался с нацистами в небе Британии. Его боевой летный опыт пригодился во время Войны за Независимость Израиля, когда Цви Тохар стал пилотом израильских ВВС и принял участие в многочисленных воздушных операциях.

В начале 50-ых гг. Тохар оставил военную службу и стал первым командиром воздушного корабля недавно созданной израильской авиакомпании ЭЛ-АЛ. В авиакомпании Цви Токар был известен своими усами, хладнокровием, профессионализмом и твердым и решительным характером. Ранее он уже принимал участие в качестве летчика в секретных операциях Моссада.

Его второй пилот Шмуэль Ведельс был уроженцем Вены. Вся его семья была зверски убита во время Холокоста. Ведельсу удалось бежать в Эрец Исраэль, где он примкнул к бойцам Хаганы. В рядах израильской армии он принял участие в сражениях Войны за Независимость, а затем стал летчиком.

Командир корабля Цви Тохар был единственным членом экипажа , который знал истинную цель полета. Только ему шеф Моссала Иссер Харель сообщил: «Этим рейсом мы везем израильская делегация на торжества по случаю 150-ой годовщины независимости Аргентины, а на обратном пути мы захватим с собой Адольфа Эйхмана».

В ответ Цви Тохар сказал, что это будет далеко необычный рейс в Южную Америку и он хорошо понимает всю важность операции.

Хладнокровие и летный опыт командира корабля Цви Тохара во много предопределили успех операции, оказавшейся перед угрозой срыва. Когда самолет уже был готов к взлету, неожиданно пришел приказ аргентинского диспетра о задержке вылета.

Руководители Моссада, находившиеся на борту самолета, велели послать к черту аргентииского диспетчера и взлетать самостоятельно. Командир корабля Цви Тохар обьяснил, что в этом случае его самолет может быть принудительно посажен самолетами аргентинских ВВС, что приведет к срыву операции. Цви Тохар послал своего штурмана на переговоры с аргентинским руководителем полетов и вскоре тот дал добро на взлет израильского самолета.

Второй пилот авиалайнера Bristol 175 Britannia Шмуэль Ведельс, человек тихий и скромный, сам догадался о цели столь необычного авиарейса. Ему показались необычными подробности полетного задания, полученного перед вылетом в Аргентину.


Второй пилот авиалайнера Bristol 175 Britannia Шмуэль Ведельс

Маршрут аэропорт Лод – Аргентина заметно отличался от привычных полетов дальней и средней дальности, на которые был рассчитан авиалайнер Bristol 175 Britannia. Это был чрезвычайно сложный маршрут по дальности навигации и потому, что предстояло на пути пересечь враждебные Израилю страны без дозаправки на земле. Таких маршрутов всегда избегали, когда речь шла о визитах президента, премьер-министра Израиля или правительственных делегаций в зарубежные страны.

Догадка Ведельса нашла подтверждение, когда он получил списки пассажиров и членов экипажа, летящих этим рейсом в Аргентину. Вендельс сразу обратил внимание, что большинство этих знакомых ему людей прошли через нацистские концлагеря и гетто. Вендельсу стало ясно, что этот полет имеет гораздо более важную цель, чем просто перевозка правительственной делегации.

Когда Шмуэль Ведельс увидел поднимающегося по трапу самолета шефа Моссада Иссера Хареля, то прямо спросил его: «Мы повезем Эйхмана или Менгеле?»

Суровый глава Моссада, хранивший в секрете подробности операции, слегка опешил от этого вопроса и спросил Вендельса – откуда он это знает. Шмуэль Ведельс ответил, что это его догадка. Своим открытием Ведельс больше ни с кем не делился.

Экипаж самолета был предупрежден о том, что рейс необычный, но лишних вопросов никто не задавал. Только после взлета оперативник Дан Авнер, посоветовавшись с шефом Моссада Иссером Харелем, объявил: «На вашу долю выпала редкая честь, вы участвуете в операции, имеющей историческое значение. Человек, которого мы везем, - Адольф Эйхман!».

Еще один агент Моссада военный летчик полковник Зеев Лирон был готов доставить на суд в Израиль «доктора смерть» - нацистского военного преступника Иозефа Менгеле.
Этот нацистский палач занимался изуверскими медицинскими опытами над евреями в Освенциме и заслужил виселицу.за свои преступления.

Для полковника Зеева Лирона поимка Менгеле была делом чести – Лирон, родившийся в Польше, сам прошел через нацистские лагеря смерти, в том числе Освенцим, дважды бежал из концлагеря и выдержал нечеловеческие пытки. Менгеле убил родителей Зеева Лирона. Зеев выжил, репатриировался в Израиль и стал военным летчиком, получив серебрянные крылышки пилота из рук самого Бен Гуриона.

В 1984 году Моссад готовил операцию по захвату Менгеле и доставке его в Израиль. Полковник Лирон был привлечен к участию в этой операции. Впрочем, Менгеле спасла от казни только внезапная смерть.

;

Flag Counter
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments