Alex Shulman (shaon) wrote,
Alex Shulman
shaon

Categories:

История моей семьи

Незадолго до отъезда из России меня охватило чувство конца той привычной жизни, которую из поколения в поколение вел мой род на русской земле. Захотелось зафиксировать на бумаге хоть какую-то часть ведомой мне жизни моих близких и дорогих людей, чьи могилы навсегда остались в далекой холодной стране. Я записал все, что знал я, и что узнал из бесед с родными. Мне казалось тогда, что уже никогда мне не удастся узнать что-то новое, однако в действительности все сложилось иначе, удается найти все новые документы и я по сей день совершаю неожиданные открытия в судьбах моих близких.
Конечно, все началось с потрясающей личности моего деда, петербуржского присяжного поверенного и профессора Петроградского Еврейского университета Григория Яковлевича Красного-Адмони, но затем
я стал кратко описывать и других близких и неожиданно из их судеб сложилась картина жизни российского еврейства Х!Х - ХХ веков.
Материалы эти я публиковал в Израиле, Америке и России, они использовались при написании биографических статей в "Краткой Еврейской Энциклопедии", издающейся в Иерусалиме и Российской Еврейской Энциклопедии, выходящей в Москве




Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2005
© 2005 by Alexander Shulman. All rights reserved
Александр Шульман

ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ КРАСНЫЙ- АДМОНИ
Жизнь и Судьба еврейского интеллигента в России

Я хочу рассказать об удивительной жизни Григория Яковлевича Красного-Адмони, одного из последних ярких представителей петербургской еврейской интел-лигенции, известного историка еврейского народа и юриста, в судьбе которого как в зеркале отразилась великая и трагическая история российского еврейства в ХХ веке.
Он был одним из создателей науки об еврействе в России, советская власть на
многие годы заставила его замолчать, но через десятилетия его труды вновь вернулись
к современным исследователям и вновь приобрели актуальность , став обьектом жарких дискуссий с нынешними адептами черносотенства и мракобесия. В его
судьбе и в судьбах его близких каким-то удивительным образом встретилсь Бялик и
Анна Ахматова, Иосиф Бродский и С.Дубнов, Солженицин и Керенский, Ариэль Шарон и Максим Горький... Но для меня Григорий Яковлевич Красный-Адмони не был некиим бронзовым памятником давно прошедшей эпохи, а был просто “дедушка Гриша”, наверно, самым светлым и добрым человеком в моей жизни, в самые глухие времена советского антисемитизма передавшего мне свою преданность еврейскому народу и гордость за его выдающийся вклад в мировую цивилизацию. Мне выпало счастье общения с Григорием Яковлевичем и мой долг рассказать о его жизни и судьбе.
Жизнь Г.Я. Красного-Адмони во многом типична для еврейской интеллигенции,
вышедшей из местечек, вопреки пресловутой процентной норме, получившей уни-верситетское образование, отдававшей свои силы защите преследуемого российского еврейства и - уничтоженной в годы советской власти.
Г.Я. Красный-Адмони родился 23 сентября 1881 года в городке Геническ Мелитопольского уезда Таврической губернии. В метрическом свидетельстве, выданном мелитопольским уездным раввином, об этом событии сказано следующее:
“... у Феодосийского мещанина из запасных рядовых Нуты Менделева Красного от его
законной жены Гинды ... родился сын, коему по совершению над ним тридцатого сентября оного года еврейского обряда обрезания дано имя Гойвишь”.
Григорий(он) был пятым ребенком в большой патриархальной (религиозной) семье, а всего в ней было девять детей –три дочери и шестеро сыновей. Отец, Янкеф-Нуте, был николаевским солдатом, прослужившим в царской армии 25 лет. По семейным рассказам происходил он из Литвы и в возрасте девяти лет был похищен из дома ловчиками – вербовщиками русской армии. Так он оказался в числе кантонистов – малолетних еврейских солдат. По воле царя Николая ! этих детей должны были путем пыток и истязаний склонить к переходу в православие. (Всего за царствование Николая! этот мученический путь прошли не менее пятидесяти тысяч еврейских мальчиков.) Еще на моей памяти в нашей семье хранились записки прадеда, в которых он рассказывал о том, что ему довелось испытать в долгие годы солдатчины: тут и зашитые карманы шинели в лютые морозы, когда голые руки примерзали к ружью, издевательства и избиения унтеров, и посулы православных священнников освободить
от истязаний в случае крещения... Янкеф-Нуте прошел через все ужасы солдатчины и остался верующим евреем. Его судьба так и осталась примером стойкости и верности еврейству для всех поколений нашей семьи. В Геническе отец Григория Яковлевича
занимался извозом зерна в тамошнем порту. Мать, Гинда-Бася, была человеком редкой доброты и , зная секреты врачевания, оказывала помощь каждому, кто обращался к ней. Григорий Яковлевич, уже в глубокой старости вспоминая ее, говорил: “Мама была святая”.
Семья была небогатой, и дети, получая традиционное еврейское образование в хедере, помогали родителям. Сохранился в памяти рассказ Григория Яковлевича о том, как в детстве он ходил на станцию за постояльцами. В семье существовала традиция взаимопомощи – старшие, добившись определенного общественного положения, помогали старшим. В результате всем братьям удалось получить высшее
образование. Так, Исаак закончил Учительский институт в Швеции и вернувшись в Россию, стал одним из ближайших сотрудников Лесгафта, Михаил –Лесную
Академию в Германии, в дальнейшем он стал одним из крупнейших специалистов по лесам Сибири.
Учеба в гимназии была закрыта для еврейской молодежи из-за процентной нормы и недостатка средств. Оставался единственный путь к образованию –сдача экстерном
за весь гимназический курс. Легко представить, какие трудности пришлось преодолеть
Григорию Яковлевичу на этом пути. Ведь помимо гимназических премудростей уче-нику хедера, выросшему в патриархальной еврейской среде, необходимо было овла-деть русским языком.
В 1899 году семнадцатилетний Григорий успешно сдает экзамены в симферо-польской гимназии. В свидетельстве о приписке к призывному участку, выданном феодосийской городской управой 13 июля 1899 года, упоминается прошение “отца его Нуты Красного” о том, что “... Феодосийский мещанин Гойвиш Нутович Красный... закончил специальный курс в Симферопольской гимназии”.
А вот “Увольнительное свидетельство”, выданное мещанским старостой г.Феодо-сия: “Гойвишу Нутовичу Красному 18 лет от роду, Иудейского вероисповедания, холост, записанному в посемейных списках под номером 385/50...1. На нем, Гойвише Красном, никаких долгов обществу и казне не числится. 2. Он, Гойвиш Красный, под судом и следствием не состоял и ныне не состоит, равно не принадлежит к расколь-ничьим сектам... 3. ... на перечисление его, Гойвиша Нутовича Красного, в другое какое-либо, по избранию его, общество, равно на поступление его, Красного, в какое-либо учебное заведение, со стороны Феодосийского Мещанского общества, так и равно моей, Мещанского Старосты, препятствий не имеется... ”.
Перед Григорием открылась перспектива получения университетского образова-ния. Университетский диплом давал единственный шанс вырваться из замкнутого круга безправия, созданного в Российской империи для своих еврейских подданных. Однако для поступления в университет необходимо было преодолеть процентную норму, ограничивавшую прием евреев в российские университеты. Кроме того, как правило, на те немногие места , на которые могли претендовать евреи, несмотря на блестящие оценки в своих аттестатах, существовала жесткая конкуренция и большие шансы имели отпрыски состоятельных семейств. Шансов у солдатского сына Г.Я. Красного преодолеть все рогатки и барьеры, которыми русская антисемитская власть всячески пыталась унизить своих еврейских подданых, было немного. Однако сверши-лось чудо –в 1901 году он становится студентом факультета восточных языков Импе-раторского Санкт-Петербургского университета. С этой поры и до самой кончины вся жизнь Григория Яковлевича будет связана с Петербургом-Петроградом-Ленинградом.
Началась удивительная студенческая жизнь. Наряду с учебой на факультете восто-чных языков, где выдающийся русский востоковед профессор В.А.Хвольсон сразу об-
ратил внимание на незаурядные лингвистические способности пытливого студента ,
Григорий Яковлевич слушает курсы и на историко- филологическом факультете. Обладатель прекрасного тенора (ему даже пророчили карьеру оперного певца), Григо-рий Яковлевич берет уроки оперного пения в Консерватории. С особой гордостью дед
вспоминал о своей дружбе с тогдашней знаменитостью “дядей Ваней” Лебедевым, одним из первых русских спортсменов и тренеров, у которого он овладевал искус-ством фехтования на шпагах(надо сказать, что шпага была непременным атрибутом
тогдашней студенческой формы)
Григорий Яковлевич принадлежал к многочисленному слою петербургских студентов-разночинцев, учившихся на “медные гроши”. Помню рассказы деда о кухмистерских, где студенты питались на одну копейку в день. Дед говорил о необыкновенном вкусе ржаного хлеба, подававшемуся в этих кухмистерских. В поисках средств к существованию он дает уроки в зажиточных еврейских семьях. Часть заработка он посылает родителям в Геническ. Свидетельством этой педагогической деятельности является дарственная надпись на книге “Легенда о докторе Фаусте”, сделанная спустя много лет академиком В.М. Жирмунским: “Доро-гому Григорию Яковлевичу Красному-Адмони на память о старых временах от его ученика. Комарово, 1959, 23 V!!! ”. В 1905 году Григорий Яковлевич женится на своей ученице Раисе Яковлевне Пумпер, дочери петербургского присяжного поверен-ного. В 1906 году у них родился сын Иоган, а в 1909 –сын Владимир. В.Г. Адмони
(1909-1994) стал видным ученым –германистом, удостоенным за свои научные достижения многих международных премий, в том числе Золотой медали института Гете(ФРГ). Но для многих он останется в памяти своим участием в защите будущего
Нобелевского лауреата поэта Иосифа Бродского на известном процессе в Ленинграде в 1964 году. Его также связывала многолетняя дружба с Анной Ахматовой. И.Г. Адмони
(1906-1979) втечение многих лет был заместителем председателя Ленинградского союза композиторов, многие годы он провел в сталинских лагерях, откуда ему удалось вырваться лишь благодаря заступничеству Дмитрия Шостаковича.
В годы учебы в университете, наряду с активным занятием наукой, начинается и
работа Григория Яковлевича в еврейском национальном движении, чему способство-вали встречи с Бяликом, Жаботинским, Дубновым, переросшие в многолетнее сотру-дничество. Начинается и публицистическая деятельность в различных еврейских органах печати. Он публикует статьи, посвященные различным аспектам жизни рос-сийского еврейства, находившегося под гнетом антисемитских властей.Широкий резонанс получила его статья “Еврейская кровь и еврейская миллионы”. Поводом для написания этой статьи послужила попытка русского правительства после разгрома в
русско-японской войне получить финансовые займы у еврейских банкиров в США и в Европе. При этом русское правительство использовало незатейливый шантаж: в случае отказа в займах черносотенцы угрожали развязать кровавые еврейские погромы
по всей России.
Вопрос гражданского равноправия российского еврейства, лишенного в России элементарных человеческих прав и подвергавшегося непрерывным преследованиям со стороны русских властей, остро стоял для Г.Я.КрасногоАдмони, как и для всей еврей-ской интеллигенции. Поэтому начавшиеся в 1905 году революционные волнения были встречены с энтузиазмом, поскольку давали надежду на получение еврейским народом в России гражданских прав. Г.Я.Красный-Адмони был избран старостой факультета восточных языков и вошел в состав старостата Санкт-Петербургского университета –
первый в истории русских университетов орган студенческого самоуправления.
Однако прокатившиеся по всей России небывалые антиеврейские погромы, орга-низованнные черносотенцами при полной поддержке русских властей, сопровождав-шиеся зверскими насилиями над еврейским населением, перечеркнули все эти наде-жды.
В 1906 году Григорий Яковлевич блестяще завершил учебу в университете. В полученном им Дипломе первой степени говорится, что “...Гойвиш Нутович Красный подвергался испытанию в испытательной комиссии восточных языков... по еврейско-арабскому разделу. По представлению сочинения, признанного весьма удовлетво-рительным, показал на устных испытаниях следующие успехи: по Еврейскому языку, Еврейской литературе, Введению в изучение Еврейского языка, Арабскому языку, Сирийскому языку, Халдейскому языку, Истории Востока... – Весьма удовлетвори-тельные...”.
(Мне самому пришлось однажды в детстве столнуться с удивительными филологиче-скими познаниями деда. Произошло это в Тоцке –военном гарнизоне на границе с Казахстаном. Место это известно тем, что там проходили испытания первой советской водородной бомбы. Там проходил службу начальником связи дивизии мой отец, и дед приехал к нам на лето. Отец иногда присылал помочь по хозяйству молчаливого солдата-татарина, который молча выполнял порученную работу и также тихо уходил. Вдруг однажды я увидел деда и этого солдата ,оживленно беседующих на непонятном языке. Выяснилось, что солдат этот до призыва в армию был студентом медресе в Казани и разговор с дедом шел на классическом арабском языке. Потом, встречая деда, солдат этот низко кланялся ему.)
Перед Григорием Яковлевичем, как одним из наиболее одаренных выпускников,
открывалась перспектива остаться при университете для подготовки к профессорскому званию, или быть принятым в чиновники по русскому Министерству Иностранных дел. Его наставник, выдающийся русский востоковед В.А. Хвольсон, ходатайствует об этом. Но против Г.Я. Красного-Адмони вновь встали антисемитские русские законы. Согласно им, еврей не мог быть принят на русскую государственную службу. На приеме в министерстве высокопоставленный чиновник сказал следующее: “Милости-вый государь, у вас блестящий диплом и прекрасные поручители,осталось дело за немногим –вы должны перейти в православие” .
Григорий Яковлевич всегда гордился своим еврейством, стойкостью своего отца, под пытками не изменившему еврейскому народу. Решение не вызвало у него колеба-ний –еврейство не продается, и потому он отказывается и от научной и государствен-ной карьеры. Востоковедение, которым он был искренне увлечен, и которому соби-рался посвятить жизнь, стало для него недоступно.
И тогда он решает в кратчайший срок овладеть профессией, доступной еврею в России. Одной из немногих таких профессий являлась адвокатура. Он ставит перед задачу –сдать экстерном экзамены за курс юридического факультета университета.
Незаурядные талант и трудолюбие позволили ему за полгода решить эту трудней-шую задачу. От интенсивных занятий у него пошла кровь горлом, но несмотря на это, уже осенью 1907 года он был удостоен Диплома первой степени юридического факультета Харьковского университета.
Перед Г.Я.Красным открылся путь в адвокатуру. 22 марта 1908 года он получает от Совета Присяжных Поверенных при Санкт-Петербургской судебной палате свиде-тельство о зачислении в список помощников присяжных поверенных, а на основании определения Санкт-петербургского коммерческого суда от 29 сентября 1910 года имя его вносится в список присяжных стряпчих этого суда.
Любопытно отметить, что бессрочный вид на жительство, дозволявший еврею жить в русской столице, полиция выдала Г.Я.Красному только 18 декабря 1909 года.
Это значит, что прожив в столице уже восемь лет и имея два диплома об университет-ском образовании, он постоянно подвергался угрозе полицейского ареста и высылки из столицы, как не имеющий права жительства. Таковы были нормы русского антисе-митского законодательства по отношению к своим еврейским подданным.
В последующие годы наиболее ярко раскрылся незаурядный дар Григория Яков-левича как общественного деятеля и историка еврейского народа. Он участвует в работе Общества по распространению просвещения между евреями в России, Еврей-ского Историко-Этнографического общества, Общества для научных еврейских зна-ний. В многочисленных публицистических статьях, опубликованных в русско-еврей-ских изданиях, он страстно выступает на защиту безправного российского еврейства, разоблачает антисемитскую политику русских властей и преступления черносотенцев.
Немалый интерес представляют и его историко-филологические исследования, в частности работа о связи поэзии Данте-Алигъери с творчеством еврейского поэта Им-
мануила Римского. В работе “Великие перевороты и евреи” на основе анализа эпоха-льных преобразований в истории человечества и событий еврейской истории исследу-ется выдающаяся роль мирового еврейства как основной движущей силы таких пре-бразований. Григорий Яковлевич публикует и свои стихи –под псевдонимом Раин. Публикации Г.Я.Красного-Адмони, опубликованные под различными псевдонимами и разбросанные по различным изданиям, еще ждут своего исследователя.
Одним из главных событий в научной жизни Г.Я.Красного-Адмони стало участие в
издании Еврейской Энциклопедии, выходившей в издательстве Брокгауза и Эфрона
в 1908-1913 гг. Этот фундаментальный труд, первое энциклопедическое еврейское издание на русском языке по сей день считается непревзойденным по ширине охвата и
глубине исследований всех аспектов истории и культуры еврейской цивилизации в мире и в России. Г.Я.Красный-Адмони входил в состав общей редакции Энциклопе-дии, был редактором первого(библейского) раздела и автором не менее двадцати фун-даментальных энциклопедических статей. Универсальность познаний Григория Яков-левича в различных областях еврейской истории и культуры нашла свое выражение в таких статьях, как “Адвокатура, “Армия в Библии”, “Библия –переводы и издания в России”, “Вавилония”, “География”, “Деньги в Библии и в Талмудической литерату-ре”, “Женщина”, “Город”, “Идолы и идолопоклонство в Библии”, “Иудейское царст-во”, “Израильское царство”, и многих других.
Начавшаяся Первая мировая война и хлынувший из прифронтовой полосы поток
еврейских беженцев, насильно выселявшихся русскими войсками, пределил основные
направления правозащитной и благотворительной деятельности Г.Я.Красного-Адмони.
Ситуация была очень напряженной –выселение еврейского населения сопровождалась
массовой резней и погромами, в которых особенно “отличились” казачьи части. Как
всегда, массовые убийства и грабеж евреев были санкционированы русскими властя-ми –личную ответственность за эти новые преступления русских антисемитов против еврейского народа нес дядя царя, верховный главнокомандующий русской армией Великий князь Николай Николаевич. Еврейская общественность делала все возможное
для спасения жертв черносотенцев в погонах –по ее инициативе был образован Еврей-
ский комитет помощи жертвам войны (ЕКОПО), в составе которого Г.Я.Красный-Адмони безвозмедно оказывал помощь еврейским беженцам.
В 1916 году и сам Григорий Яковлевич был призван в армию и направлен в 3-й пехотный запасной полк, стоявший в Петергофе. Службу он проходил в звании ратника-вольнооопределяющегося до тех пор, пока 12 января 1917 года не был –согласно “Свидетельству о выполнении воинской повинности” за номером 14195 - “...уволен по болезни вовсе от службы и исключен из списков полка”. Через много лет
дед вспоминал о исключительно дружеских отношениях, сложившихся у него с солда-тами и офицерами полка.
Февральская революция 1917 года, принесшая равноправие российскому еврейс-тву и разрушившая черту оседлости, была встречена с энтузиазмом всей еврейской общественностью. Однако Г.Я. Красный-Адмони, как отмечает его сын В.Адмони, был одним из немногих, кто с большой тревогой говорил о будущем развитии событий –как историк он хорошо понимал, что русские антисемиты не остановятся перед геноцидом еврейского народа. Последующие события только подтвердили самые мрачные его опасения.
Погромная волна надвигалась на Петроград. Русские черносотенцы вели яростную
антисемитскую пропаганду среди солдат и матросов петроградского гарнизона. Прибывший в то время в Петроград И. Трумпельдор призвал к созданию отрядов еврейской самообороны из числа солдат и юнкеров-евреев.[ В создании Союза евреев-воинов принял активное участие племянник Г.Я., Менахем Цеховой, тогда юнкер Офицерских Классов при Морском Корпусе. Юнкера этого военно-учебного заведения назывались тогда «черными гардемаринами».] Началась массовая запись добровольцев. Предпологалось в конечном итоге сформировать из шестисоттысячного контингента евреев, служивших в русской армии, еврейский экспедиционный корпус, который должен был, наступая на Кавказком фронте, освободить Палестину от турецкого владычества и создать там еврейское государство, союзное странам антигерманской коалиции. Принятая в 1917 году декларация Бальфура о создании еврейского очага в Палестине, только усилила надежды российского еврейства на скорое освобождение.
Г.Я. Красный-Адмони в ходе своих встреч с И.Трумпельдором горячо поддержал
идею создания еврейских сил самообороны. С целью легитимации этой цели в глазах
новых русских властей, он встретился со своим старым знакомым и коллегой по адвокатуре А.Керенским, который обещал содействие властей в реализации столь масштабной задачи.
Октябрьский большевистский переворот положил конец всем этим надеждам.
Октябрьский переворот Г.Я. Красный-Адмони, выступая в 1921 году в петроградском Доме литераторов на обсуждении сборника “Смена вех”, охарактеризовал следующим образом: “25 октября 1917 года русский СКИФ захватил всю полноту власти, уничтожил буржуазию, культуру интеллигенцию, в уверенности, что он творит вели-
кое дело. Но ... интеллигенция не для защиты своих миллионных вкладов очутилась в оппозиции к советской власти. И теперь, когда советская власть ищет мира даже с буржуазией, пора понять, что мир с интеллигенцией еще важнее мира с буржуазией...”
(“Летопись Дома Литераторов”, 1921, №3, стр.11).
В 1918 году по инициативе Максима Горького, всегда с искренней симпатией относившегося к российскому еврейству и к идеям сионизма, стали проводиться
просветительские лекции по разъяснению преступных целей антисемитизма среди разных слоев русского общества. Еврейские ученые и общественные деятели выс-тупали перед русской аудиторией с лекциями о различных аспектах еврейской истории и культуры, разоблачая тем самым чудовищные антисемитские предрассудки, столь живучие во многих слоях русского общества. К чтению этих лекций Максим Горький пригласил и Г.Я.Красного-Адмони. Через много лет дед вспоминал, как он выступал вместе М.Горьким перед петроградскими рабочими и о том зоологическом антисе-митизме, который пришлось ему наблюдать у этой “революционной” аудитории...
С Максимом Горьким связано и участие Г.Я.Красного-Адмони в работе издатель-ства “Всемирная литература”, где предполагалось издание переводов на русский язык
различных произведений танахической литературы и литературы Древнего Востока.
Благодаря продовольственным пайкам от Комиссии по улучшению быта ученых, учрежденной по ходатайству Горького , семье Григория Яковлевича удалось пережить
голод.
В феврале 1919 года открылся Петроградский еврейский университет. Препода-вали в нем лучшие научные кадры Петрограда, в том числе такие выдающиеся еврей-ские ученые, как С.Лозинский, С.Дубнов. Г.Я. Красный-Адмони был удостоен про-фессорского звания и читал курсы лекций “Древнейшая и Древняя история евреев” и “Танах”, им была подготовлена монография “О кодексе Хаммураби”.
По инициативе Г.Я. Красного-Адмони были созданы архивные комиссии по “Истории антиеврейских погромов в России”и по ”Исследованию процессов о ”риту-альных убийствах””. В состав последней комиссии входили четыре еврейских уче-ных(С.Дубнов, Г.Красный-Адмони, Г. Слиозберг, Л.Штернберг) и четыре русских (В.Дружинин, Л.Карсавин, С.Платонов, Блинов). Ими был подготовлен том доку-ментов по Гродненскому ритуальному процессу 1816 года, который так и не был опубликован.
Итогом работы архивной комиссии по “Истории антиеврейских погромов в России”стали два тома документов, подготовленные под руководством и под редак-цией Г.Я.Красного-Адмони, и вышедшие в свет в 1919 и 1923 году. Дальнейшая
работа по этой столь взрывоопасной теме была запрещена советскими властями, опасавшейся новых разоблачений.
Первый том “Материалов для истории антиеврейских погромов в России” посвящен кровавым антиеврейским погромам, прокатившимся по югу России в 1881 году. Во втором томе опубликованы документы по Кишиневской антиеврейской резне
1903 года.
Этот фундаментальный труд, многие годы при советской власти скрытый в спецхранах и закрытый для исследователей, по сей день остается потрясающим обвинительным заключением против русского антисемитизма. Актуальность его еще более усиливается в связи с поднимающейся волной черносотенного антисемитизма в нынешней России.
Фактологической основой этого труда являются секретные документы русского министерства внутренних дел. После революции архивы этого министерства на корот-кий срок стали доступны для исследователей, после чего вновь были закрыты. Обнару-женные документы позволили коллективу еврейских ученых выявить и раскрыть сло-жный механизм разжигания ненависти к еврейскому народу и организации кровавых антиеврейских погромов в России. Документально доказано, что действия банд черносотенных убийц не были некоей спонтанной акцией широких русских народных масс. Нет –за ними стоял весь государственный аппарат русского государства: власти, армия, полиция, православная церковь.
В последнее время, в связи публикацией Солженициным своего антиеврейского пасквиля под названием “Двести лет вместе”, труд “Материалы для истории антиев-рейских погромов в России” вновь стал предметом ожесточенной дискуссии со сто-ронниками русского черносотенства, адептом которых является Солженицин.
В своей книжке Солженицин поставил перед собой неблаговидную задачу –оправдать геноцид еврейского народа, проводившийся русскими властями на протя-жении сотен лет. Для достижения этой позорной цели Солженицин не погнушался прямой фальсификации и лжи, пытаясь переложить ответственность за погромную резню российских евреев на самих жертв, тем самым пытаясь оправдать преступления своих единомышленников –русских черносотенных погромщиков.
Так, в главе 5 “После убийства Александра 11” этот “великий русский писатель” идет на прямой подлог. Он пишет: “После 1917 года группа исследователей –С.Дубнов, Г.Красный-Адмони и С.Лозинский-тщательно искали доказательств (что погромы были подстроены самим правительством) по всем открывшимся государственным архивам –и нашли только противоположное... ”. При этом Солженицин не может привести ни одной прямой цитаты из работ указанных ученых.
А не приводит он их сознательно, поскольку в предисловии к упоминаемым им
“Материалам для истории антиеврейских погромов в России” ясно изложена позиция еврейских ученых –антиеврейская резня в России провоцировалась и проводилась при прямом руководстве русских властей. И не знать об этом Солженицин не может.
Я лично могу засвидельствовать, что в наших многочисленных беседах в шести-десятые годы о корнях русского антисемитизма, Григорий Яковлевич неоднократно высказывался о прямой ответственности русских властей за разжигание ненависти к еврейскому народу, разработку антисемитского законодательства и проведение антиеврейских погромов, .
Список фальсификаций и подтасовок Солженицина может быть продолжен.
Но не в этом суть –Солженицин не побоялся разделить ответственность за кровь тысяч зверски замученных еврейских женщин и детей с черносотенными погромщиками и их современными последышами.
Два тома “Материалам для истории антиеврейских погромов в России”, вышедшие
в начале прошлого века и давно превратившиеся в библиографическую редкость, явно
нуждаются в скорейшем переиздании, поскольку документально раскрывают одну из самым трагических страниц в истории российского еврейства.
Но вернемся к жизнеописанию Г.Я. Красного –Адмони...
В 1922 году женой Григория Яковлевича становится Цецилия Яковлевна Цеховая
(1894 – 1978), вся многочисленная семья которой к тому времени эмигрировала из Крыма в Палестину в рамках сионистской алии. В свидетельстве о браке, выданном 7 июля 1922 года загсом 1-го городского района Петрограда, к фамилии Красный добавлен перевод ее на иврит – Адмони. Этой двойной фамилией начиная с 1917 года
он и подписывает свои работы.
В двадцатые годы советские власти уже неприкрыто проводят политику уничтоже-
ния еврейской культуры. Одним из первых результатов этого стало закрытие в 1925 году Петроградского Еврейского университета и последующий окончательный разгром еврейских научных учреждений. Университетская профессура пыталась добиться отмены этого решения советских властей. Три ведущих профессора –Г.Я. Красный-Адмони, С.Лозинский и М.Марголин, обратились в ЦИК СССР с предложением открыть в Ленинграде Всесоюзный еврейский исследовательский институт, однако и эта инициатива была отвергнута властями. Тем самым был ликвидирован последний оплот еврейской науки в Ленинграде, а его ведущие ученые были вынуждены навсегда оставить исследования в области науки о еврействе.. .
Для Г.Я.Красного-Адмони, находившегося в расцвете творческих сил, это было
катастрофой: дело его жизни – исследование истории еврейского народа – оказывалось под запретом. Гонения, а затем и окончательное уничтожение еврейской культуры в СССР обрекли Григория Яковлевича на молчание уже до конца жизни...
И Г.Я. Красный–Адмони возвращается в адвокатуру. В 1925 году он вступил в
Ленинградскую коллегию адвокатов, в которой состоял до ухода на пенсию в середине пятидесятых годов. В 1927 года рождается дочь Инна (1927-1999), названная так в память матери Григория Яковлевича –Гинды-Баси.
Террор 30-х годов лишил Г.Я. Красного-Адмони многих близких и друзей. В 1932
году был арестован и подвергнут пыткам брат –Михаил Яковлевич, крупный ученый-лесовод. М.Я. Красный прошел все круги ГУЛАГа и был реабилитрован только в 1956 году. Советские власти и в заключении использовали его недюжинные знания –под конвоем его неоднократно привозили в Ленинград для чтения лекций в Лесотехни-ческой Академии. В 1941 году был арестован по доносу старший сын –Иоган. Все эти годы Григорий Яковлевич оказывал юридическую и материальную помощь семьям репрессированных.
Война застала Г.Я. Красного-Адмони в возрасте шестидесяти лет. Забота о дочери
вынудила его вместе с семьей покинуть Ленинград в конце сентября 1941 года, когда над городом нависла угроза блокады. Они очутились в Сибири, в небольшем шахтер-ском городке Киселевске, где нашлась работа адвоката. Григорий Яковлевич вскоре
завоевал глубокое уважение у шахтеров как безкомпромиссный борец с беззаконием
и произволом властей –на шахтах регулярно происходили аварии, в ходе которых из-
за безграмотных действий гибли десятки шахтеров, а власти возбуждали судебные процессы против специалистов, обвиняя их во вредительстве и чуть ли не в посо-бничестве врагу. Григорию Яковлевичу удалось многих спасти от расстрела... Любо-
пытная подробность –в Киселевске семья Григория Яковлевича была дружна с семьей
горного инженера Бакатина, сын которого, Вадим, через много лет стал последним председателем КГБ СССР.... Осенью 1944 года Григорий Яковлевич вместе с семьей
вернулся в Ленинград.
Война лишила Г.Я. Красного-Адмони многих близких. В блокадном Ленинграде вместе с мужем, адвокатом Гепштейном, погибла его сестра –Цецилия Яковлевна. В
оккупированном Харькове была уничтожена со своей семьей другая сестра -Мария
Яковлевна. В Пятигорске были замучены нацистами дочери и внуки брата –Исаака Яковлевича.
Несмотря на потери, близкие Григория Яковлевича внесли свой вклад в победу
над нацизмом: в первые дни войны войны вступил в бой на западной границе тесть,
полковник Абрам Шульман, награжденный высшими советскими боевыми орденами
Ленина и Боевого Красного Знамени. Шестнадцатилетним добровольцем ушел на фронт в гвардейские минометные части зять, Алексей Шульман. Он прослужил в Советской Армии более сорока лет и вышел в отставку в звании полковника. Племянник, Лев Красный, был командиром корабельной артиллерии одного из фортов
Кронштадта. (После войны Л.И. Красный стал одним из крупнейших авторитетов в геологии Сибири и Дальнего Востока. Он был избран членом-корреспондентом АН СССР, ему была присвоена Ленинская премия). Многие из близких Григория Яков-левича, жившие в Эрец Исраэль, вступили добровольцами в Еврейскую Бригаду Британской армии и в составе войск союзников участвовали во вторжении в оккупи-рованную нацистами Европу.
После войны на российское еврейство обрушился новый удар –компания по борьбе с космополитизмом. Г.Я.Красного-Адмони изгоняют из коллегии адвокатов. Но в то же время он с великой радостью встречает рождение Государства Израиль.
Близкие Г.Я.Красного-Адмони пустили глубокие корни на земля Израиля, исполнив тем самым его заветную мечту. Племянник Григория Яковлевича, Менахем Хохлай (Цеховой) был одним из основателей киббуца Кирьят Анавим. Киббуц этот, тогда единственное еврейское поселение в горах на дороге Тель-Авив –Иерусалим, сыграл выдающуюся роль в прорыве блокады еврейского Иерусалима во время Войны за Независимость. Племянница, Номи Цеховая, была членом боевой организации ЭЦЕЛЬ, сражавшейся против британских мандатных властей и арабских террористов. Под носом британских солдат она доставляла оружие еврейским подпольщикам и однажды была схвачена британцами. Одним из первых командиров израильских воздушно-десантных войск был ее муж, полковник Иехуда Харари. Именно у него усваивал первые уроки науки побеждать молодой тогда офицер-десантник Ариэль Шарон, нынешний премьер-министр Израиля. В войсках связи ЦАХАЛа проходила службу правнучка Григория Яковлевича –Ноа, ныне студентка Тель-Авивского униве-рситета. Правнук Таль сейчас сражается в боевых частях ЦАХАЛа. В Израиле прожи-ла последние годы дочь Инна.
В 50 – 60-ые года чудом уцелевшая в годы сталинских чисток и борьбы с космопо-литизмом еврейская общественность предпринимает новые попытки сохранить и возродить еврейскую традицию. Григорий Яковлевич принимает участие в жизни ле-
нинградской еврейской общины, в его доме бывают раввин ленинградской синагоги
Лобанов, общинные деятели С.Л.Простаков, Г.Р. Печерский, один из первых акти-вистов алии А.Бланк. Григорий Яковлевич оказывает юридическую помощь Дынкину,
осужденному якобы за шпионаж в пользу Израиля, а на самом деле -с целью запуги-вание российских евреев, стремившихся выехать в еврейское государство. Григорий
Яковлевич консультирует известного востоковеда К. Старкову, занимавшуюся изучением Кумранских рукописей.
В 1964 году состоялся суд над будущим Нобелевским лауреатом поэтом Иосифом Бродским. Заметную роль в защите опального поэта играл сын Григория Яковлевича, известный ученый-германист В.Адмони. Красный-Адмони вместе с сыном неодно-кратно обсуждал юридические аспекты защиты Бродского на судебном процессе.

Вместе с габбаем ленинградской синагоги Г.Р. Печерским он неоднократно подавал
петиции к советским властям с просьбой об открытии курсов по изучению иврита и еврейской истории. Сейчас трудно понять, что сам факт подачи таких петиций был в
то время актом редкого гражданского мужества, ведь изучение иврита и еврейской истории воспринимались властями СССР чуть ли не как антисоветской подрывная деятельностью... Все обращения были отклонены советскими властями.
В эти годы Григорий Яковлевич увлеченно работает над драматургическими и про-
заическими произведениями. Из-под его пера выходят рассказы и пьесы, сюжеты которых основаны на реальных событиях его богатой юридической практики. Но особое место в творчестве Г.Я. Красного-Адмони занимает пьеса «Урия-Хетт», повест-
вующая о царе Давиде, полководце Урии и жене его Вирсавии. К сожалению, эти
произведения до сих пор остаются не опубликованными.
Така
Subscribe

  • Зачистка в Иудее и Самарии

    После временного прекращения огня в Газе настал черед зачистки территорий в Иудее и Самарии, находящихся под управлением т.н. "палестинской…

  • Расплата...

    Исламо-нацистская террористическая группировка Хамас, устроившая резню на музыкальном фестивале и в приграничных с Газой кибуцах 7 октября 2023, не…

  • Освобождение заложников

    Заявление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу после утверждения правительством Израиля соглашения об освобождении заложников, похищенных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Зачистка в Иудее и Самарии

    После временного прекращения огня в Газе настал черед зачистки территорий в Иудее и Самарии, находящихся под управлением т.н. "палестинской…

  • Расплата...

    Исламо-нацистская террористическая группировка Хамас, устроившая резню на музыкальном фестивале и в приграничных с Газой кибуцах 7 октября 2023, не…

  • Освобождение заложников

    Заявление премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу после утверждения правительством Израиля соглашения об освобождении заложников, похищенных…