Alex Shulman (shaon) wrote,
Alex Shulman
shaon

Category:

Женщины - летчики боевой авиации Израиля

Уже в первые годы после создания еврейского государства популярность приобрел лозунг: « Только лучшие – в пилоты», и он сохраняет свою актуальность и в наши дни. Летчики боевой авиации образуют своеобразный элитный мужской «клуб» со своими традициями, обычаями и суевериями, в который «чужаку», а особенно женщине, практически невозможно было вступить. Однако и здесь израильские феминистки одержали убедительную победу в ходе многолетней борьбы за право женщин служить в армии наравне с мужчинами.


Лейтенант Зaара Левитов (1927-1948) - первая женщина-летчик ВВС Израиля


Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2005-2011
© 2005-2011 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.


Александр Шульман
Женщины – летчики боевой авиации Израиля


В израильских Военно-воздушных силах действуют чрезвычайно жесткие критерии отбора кандидатов в летчики боевой авиации. Уже в первые годы после создания еврейского государства популярность приобрел лозунг: « Только лучшие – в пилоты», и он сохраняет свою актуальность и в наши дни. Летчики боевой авиации образуют своеобразный элитный мужской «клуб» со своими традициями, обычаями и суевериями, в который «чужаку», а особенно женщине, практически невозможно было вступить. Однако и здесь израильские феминистки одержали убедительную победу в ходе многолетней напряженной борьбы за право женщин служить в армии наравне с мужчинами.

Первой женщиной, ставшей пилотом ВВС Израиля во время Войны за Независимость 1948г., по праву считается Заара Левитов (1927-1948). Уже в возрасте 16 лет она стала бойцом ПАЛЬМАХа. ПАЛЬМАХ (аббревиатура ивритских слов "Ударные роты") - боевые сионистские формирования в Эрец Исраэль, сражавшиеся в подполье против британцев и арабов. В 1946 году, во время операции "Ночь мостов", в ходе которой бойцы еврейского подполья взорвали 14 мостов,связывавших находившуюся под британским управлением Палестину с арабскими странами, Заара была ранена.


Лейтенант Заара Левитов (1927-1948) - первая женщина-летчик ВВС Израиля


После излечения она отправилась на учебу в Колумбийском университете в США.
Параллельно с учебой в университете, Заара прошла курс подготовки пилотов в аэроклубе. С началом Войны за Независимость Заара немедленно вернулась на Родину и вступила в ЦАХАЛ.

Пилотов не хватало, и 20-летняя Заара стала заместителем командира эскадрильи легких самолетов, соверщавших полеты в осажденный арабами Иерусалим и в блокированные еврейские поселения в Негеве. Каждый вылет требовал от летчиков незаурядного мужества

3 августа 1948 года самолет, пилотируемый Заарой, проскочил взлетно-посадочную полосу в иерусалимском районе Рехавия и на большой скорости врезался в стену Крестового монастыря. Заара погибла на месте.

Яэль Ром-Финкельштейн была первой женщиной, прошедшей жесточайший отбор наравне с мужчинами и ставшей летчиком ВВС Израиля. В 18 лет, после окончания гимназии в 1950 году, она буквально пробилась на курсы пилотов молодежной военизированной организации ГАДНА. На курсе она была одна девчонка среди 30 парней, однако ей удалось стать одной из 3-х выпускников курса, получивших направление в ВВС.


Капитан Яэль Ром-Финкельштейн - одна из первых женщин-летчиков израильских ВВС


Яэль преодолела жесткий отбор в школу пилотов израильских ВВС. В школе пилотов она прошла курс летчиков-истребителей, а также пилотов бомбардировочной и военно-транспортной авиации. Летала на самолетах "Спитфайр", "Москито" и "Дакота".После окончания школы пилотов, Яэль служила летчиком-инструктором в летном училише.

Во время Синайской кампании 1956 года она совершила ряд боевых вылетов в качестве второго пилота на бомбардировщике. В частности, летала на бомбежку Шарм-эль-Шейха в Египте. В 1962 году Яэль демобилизовалась из армии и служила пилотом в гражданской авиакомпании "Аркия". Надо сказать, что в ВВС ей пришлось несладко - в элитном мужском «клубе», в который входят израильские летчики, тогда весьма косо смотрели на девушку за штурвалом самолета...

Принятый в 1958 году Закон о Воинской Службе на многие годы запретил участие женщин в военных действиях, а значит – и службу женщин в боевых частях и в авиации. Для женщин оставались доступными только должности в наземном персонале ВВС – авиатехники и авиаинженеры, офицеры и солдаты служб тыла и аэродромного обслуживания.

Женские организации и феминистки продолжали ожесточенную борьбу за право женщин служить в армии наравне с мужчинами. Но подлинный переворот произошел уже в девяностые годы прошлого века и он был связан с именем молодой израильтянки Эллис Миллер, открыто заявившей о своем праве стать летчиком-истребителем израильских ВВС.

21-летняя Эллис Миллер была готова на равных соревноваться с мужчинами за право на ношение «серебрянных крылышек» («серебрянные крылья» - нагрудный знак выпускника школы летчиков боевой авиации Израиля) – для этого у нее были все основания: она успешно закончила факультет аэронавтики хайфского Техниона и курсы летчиков-спортсменов.

Однако когда в 1994 году она обратилась к командованию ВВС с просьбой допустить ее к экзаменам в Академию Военно-воздушных сил на курс летчиков-истребителей, то получила отказ. Командование мотивировало его тем, что все потенциальные кандидаты в летчики ВВС обязаны подписать контракт на многолетнюю кадровую службу в рядах ВВС, но замужество и последующие роды не позволят женщине полноценно выполнять договорные обязательства.


2010г. Майор ВВС Израиля Эллис Миллер с сыном


Отказ не остановил Эллис. Она продолжила свою борьбу за право стать летчиком-истребителем, получив всемерную поддержку со стороны израильских феминистских организаций. В течении двух лет Эллис прошла все инстанции, однако даже встреча с президентом Израиля Эзером Вейцманом не помогла ей. Эзер Вейцман, в прошлом военный летчик и главком ВВС, никогда не был в восторге от идеи увидеть женщину за штурвалом самолета. Когда Эллис Миллер обратилась к нему с просьбой о содействии ее планам стать военным летчиком, Эзер Вейцман сказал ей: « Девочка, я с тобой не согласен. Ты когда-нибудь видела, чтобы мужчина вязал носки?» Высказывание Вейцмана подверглись широкой критике. Его обвинили в сексизме и предвзятости в вопросе положения женщины в израильском обществе.

В ноябре 1995 году Верховный Суд Израиля удовлетворил иск Эллис Миллер. Своим решением Верховный Суд внес изменения в Закон о Воинской службе, разрешившие женщинам службу в боевых частях, а также учебу в офицерских школах летчиков и морских командиров.

В 1997 году Эллис Миллер стала первой девушкой-кадетом летного курса Академии Военно-Воздушных сил. Однако стать летчиком-истребителем ей так и не пришлось – она была отчислена с курса, так как не справилась с летными перегрузками. Впрочем, Эллис Миллер не рассталась с авиацией - сегодня в чине майора она успешно продолжает службу в инженерно-технических войсках ВВС.

Успешная борьба Эллис Миллер открыла путь в боевую авиацию другим девушкам.

Вскоре кадетами Военно-воздушной академии стали сразу три девушки: Сара, Моран и Наама.( фамилии их неизвестны, поскульку в Израиле военная цензура запрещает публиковать личные данные офицеров боевых частей). Они успешно закончили Военно-воздушную академию и стали штурманами истребителей-бомбардировщиков F-16. Сара, первой получившая диплом штурмана, выполняла боевые вылеты в 2000 году, прикрывая с воздуха израильские войска, выходившие из Ливана.


Лейтенант Рони Цуккерман - первая женщина летчик-истребитель израильских ВВС
(Фото с сайта http://www.tc.umn.edu/~nahm0002/poster/Women's%20Rights%201%20.doc)


21 ноября 2001 года произошло знаменательное событие – завершила учебу в Военно-воздушной академии и стала летчиком-истребителем лейтенант Рони Цуккерман. На торжественной церемонии кадетов-выпускников Главком ВВС генерал Дан Халуц и начальник Генштаба генерал Шауль Мофаз вручили ей заветные «серебрянные крылышки» летчика израильских ВВС.

Рони Цуккерман родилась в 1980 году в кибуце, отец ее инженер, мать – микробиолог. У этой семьи славные боевые традиции: дедушка и бабушка Рони, Ицхак (Антек) Цуккерман и Цивья Любеткин – бойцы сионистского подполья, герои восстания в Варшавском гетто. Бабушка Рони, Цивья Любеткин, была свидететелем обвинения на судебном процессе в Иерусалиме над нацистским военным преступником Эйхманом.

После окончания Военно-воздушной академии, Рони в течении двух лет служила пилотом истребителя-бомбардировщика F-16. На ее счету много боевых вылетов, в ходе которых она наносила ракетно-бомбовые удары по целям противника. Затем, как пищет газета «Маарив», она стала летчиком-инструктором в Военно-воздушной академии, сочетая преподавательскую деятельность с боевыми вылетами.

Один из руководителей Академии говорит: «Только лучшие из летчиков могут заслужить право учить будущих пилотов и Рони, безусловно, отвечает всем этим требованиям. Она действительно выдающийся летчик, она преуспела в своей летной работе, и нет сомнения, что ее ждет успех и в деле подготовки молодых летчиков для израильских ВВС»

В состоявшемся в декабре 2011 года очередном 163-ем выпуске Военно-Воздушной академии сразу пять девушек получили серебрянные крылышки летчиков ВВС Израиля.

Фото с сайта http://www.idf.il




free counters
Free counters
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments