Alex Shulman (shaon) wrote,
Alex Shulman
shaon

Полковник Дани Шапира: летчик-испытатель ВВС Израиля

На счету полковника Дани Шапира, летчика-испытателя ВВС Израиля - испытания более 100 типов самолетов, поступивших на вооружение Хейль Авир, а также самолетов врага, угнанных в Израиль.
На основе опыта полковника Д.Шапира строилось обучение пилотов полетам на новой авиатехнике, вырабатывалась победная тактика ведения воздушных боев против русских самолетов


1949 год. Летчик ВВС Израиля Дани Шапира

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2016
© 2016 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.


Александр Шульман
Полковник Дани Шапира: летчик-испытатель ВВС Израиля


В авиационном мире широко известны имена израильских летчиков-асов, на счету которых десятки побед в воздушных боях: Гиоры Эвена (Эпштейна), Амира Спектора, Амира Нахуми и их боевых товарищей.

Гораздо менее известно имя человека, давшего «путевку в небо» самолетам, на которых израильские пилоты побеждали в воздушных боях. Речь идет о летчике-испытателе полковнике Дани Шапира, на счету которого испытания более ста типов самолетов, поступивших на вооружение Военно-Воздушных сил Израиля и облет самолетов врага. Итогом подвига летчика-испытателя Дани Шапира стали сотни побед израильских летчиков в воздушных боях .


Детчик-испытатель ВВС Дани Шапира. 60-ые гг.

5 июня 1967 года. Первый день Шестидневной войны. Русские ракеты СА-2 представляют смертельную опасность израильским самолетам, действующим на малых высотах. Русские ракетчики не знают, что за штурвалом израильского Миража, стремительно приближающегося к ракетным позициям врага, находится израильский ас Дани Шапира, целью которого найти противоядие русским ракетам.

Израильский летчик хладнокровно ждет, пока русская ракета, похожая на телеграфный столб, приблизится у его самолету. В последний миг Дани Шапира неожиданным маневром уводит свой самолет от удара и русская ракета проходит мимо. Так появляется драгоценное знание «рецепта» действий израильских летчиков против русских ракет.

1966 год. В результате головокружительной операции Моссада в Израиль угнан новейший тогда русский истребитель МиГ-21. Теперь предстояло познать все тонкости пилотирования этого самолета и, главное – выявить его слабые места и разработать тактику воздушных боев против МиГов. Ведь уже в ближайшем будущем израильским летчикам предстоит вести воздушные бои с этими вражескими самолетами.

Облетом угнанного МиГа занялся летчик-испытатель ВВС Израиля Дани Шапира.
Генерал Мордехай Ход напутствовал Шапира словами:" Ты будешь первым западным пилотом, который полетит на Миг-21".

Первое что сделал Шапира – это заменил все русские надписи в кабине МиГ-21 на ивритские. Уже через несколько суток после угона полковник Д.Шапира
поднял МиГ-21 в воздух. В ходе интенсивных испытаний Шапира выполнил сто двадцать вылетов на русском истребителе, в ходе которых имитировались воздушные бои с израильскими истребителями.


Летчик-испытатель Дани Шапира возле угнанного русского МиГ-21

Мнение полковника Дани Шапира о МиГ-21 было такое: надежная рабочая лошадка, эдакий "Фольксваген с крыльями", как говорится "заправь и лети". Впрочем, сделан грубо, его жизнь в интенсивных воздушных боях ограничивается двумя сутками"

И самое главное: у МиГ-21 очень плохой обзор задней полусферы - если зайти под МиГом сзади на расстоянии в 150 метров, то пилот МиГа не способен увидеть атакующий самолет – это самая подходящая позиция для атаки, гарантирующая уничтожение МиГа.

Результат не заставил себя долго ждать. Уже 7 апреля 1967г. в воздушном бою над Голанскими высотами израильские истребители сбили шесть сирийских МиГов.

Для Дани Шапира, родившегося в 1925 году в Хайфе, путь в авиацию начался еще в детстве. На мальчишку тогда произвел неизгладимое впечатление дирижабль, летавший в небе Эрец Исраэль. Семья Дани была далека от авиации – его прадед строил винодельни в Зихрон Якове, а предки матери жили в Иерусалиме и Цфате. В 14 лет Дани Шапира вступил в летное подразделение еврейской подпольной армии Хагана, где вскоре стал инструктором по планерному спорту.

В 1947 году Дани был в рядах Шерут Авир (Авиаслужбы) Хаганы. Еще до начала Войны за Независимость его и еще несколько парней командование Хаганы направило заграницу – им предстояло освоить самолеты-истребители Спитфайр и на них перелететь в Израиль. Первый инструктор обратил внимание на летный талант Дани – он говорил: «Если ты выживешь, я позволю летать другим»

Затем были годы летной службы в Хель Авир (ВВС Израиля). Во время Синайской кампании 1956 года Дани Шапира уже был командиром 115-го эскадрона истребительной авиации Израиля.

Резкий поворот в летной судьбе Дани Шапира произошел в 1959 году, когда его в составе группы израильских летчиков направили на учебу в школу летчиков-испытателей во Франции. После окончания школы командование предложило Дани задержаться во Франции – решался вопрос о приобретении для израильских ВВС французских истребителей Мираж-3. Это был совершенно секретный проект, и Дани Шапиро предстояло лично проверить все летные возможности нового самолета.

Это было непростое задание – французы разрабатывали Мираж-3 как высотный перехватчик, тогда как Израилю был нужен универсальный истребитель-штурмовик, способный вести воздушные бои и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям.


Дани Шапира на испытаниях Мираж-3

Дани Шапира с честью справился с заданием – по его рекомендациям израильский вариант Миража-3 был оснащен пушками и ракетами класса «воздух-воздух.

Проверка боем нового самолета успешно прошла в ходе Шестидневной войны 1967 года. В воздушных боях израильские Миражи сбили тогда пушечным огнем пятьдесят один вражеский самолет. Кроме того, в ходе атак по наземным целям израильские штурмовики Мираж-3 уничтожили на земле до 450 самолетов врага и сотни вражеских танков.

С тех пор Дани Шапира испытал в небе десятки типов самолетов. Он проводил показательные полеты израильских самолетов во всех уголках мира, зачастую в самых тяжелых условиях. В историю авиации вошла его посадка самолета Арава в горах Эквадора на дорожку длиной всего 285 метров, он первым из израильских летчиков превысил на своем самолете в два раза скорость звука и поднялся на высоту в двадцать пять километров.

Два сына и дочь Дани Шапира также связали свою жизнь с авиацией – оба сына стали летчиками- асами, а один из них, полковник Ронен Шапира, продолжил дело отца, став летчиком-испытателем.

Родина высоко оценила подвиги полковника Дани Шапиро – в День Независимости в 2013 году ему была оказана честь зажечь факел на официальной церемонии в Иерусалиме.

11 января 2017 Дани Шапира исполняется 92 года, но он по-прежнему бодр и пользуется огромным авторитетом у летчиков Израиля. Говоря о себе и своих боевых товарищах , стоявших у истоков израильской авиации, Дани Шапира отмечает: «"Мы были первыми израильскими летчиками. Мы любили и любим нашу страну. Мы не были лучшими, просто страна выбрала нас».

"Я не могу назвать событие, ставшее пиком моей летной карьеры. Мои семьдесят пять лет, отданные израильской авиации, прошли как один полет. Я всегда чувствовал, что делаю важные вещи для моей страны и был полон гордости всякий раз, когда носил форму и знаки различия военного летчика – крылья пилота со звездой Давида на них»


;

Flag Counter
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments